Прокуратура информирует |
Главная |
Власть |
Прокуратура информирует |
Результаты работы прокуратуры Завьяловского района в сфере законодательства о налогах и сборах.
|
12.09.2018 Результаты работы прокуратуры Завьяловского района в сфере законодательства о налогах и сборах.
Прокуратурой района в июне 2018 года проведена проверка Положения «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Завьяловского района» утвержденного решением Завьяловского районного собрания депутатов Алтайского края от 04.07.2014 № 274 (далее – Положение). В ходе проверки установлено, что анализируемое Положение не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – Налоговый кодекс РФ). Так, согласно пп. 1 п. 3 оспариваемого Положения к числу видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, отнесено оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов (и) или отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. В то же время редакция п. 1 ч. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрена такая услуга, изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 248-ФЗ. Теперь система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться к оказанию бытовых услуг, коды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, а не утратившим силу с 01.01.2017 Общероссийским классификатором услуг населению. В связи с выявленным нарушением прокуратурой района в адрес Завьяловского районного Совета депутатов принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, нарушения устранены. Кроме того, прокуратурой района дана оценка решениям представительных органов муниципальных образований Завьяловского района «Об установлении дополнительных оснований признании безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам» в ходе которой были выявлены коррупциогенные факторы. Так, статьей 59 Налогового кодекса РФ предусмотрены случаи, когда уплата и (или) взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам (далее - недоимка и задолженность) оказались невозможными, и право налоговых органов в таких случаях принять решение о признании их безнадежными к взысканию. При этом, согласно данной статье Налогового кодекса РФ безнадежной к взысканию признаются не любые недоимка и задолженность, а лишь те, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу перечисленных в ней обстоятельств. Наряду с этим ч. 3 ст. 59 Налогового кодекса РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право нормативными правовыми актами устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. Вопреки этому, пп. 1.1 Решений 12 сельских поселений района предусмотрено, что безнадежной к взысканию признается недоимка и задолженность у физических лиц по состоянию на 1 января 2014 года при наличии двух подтверждающих документов: 1) справки налогового органа о суммах недоимки и задолженности; 2) заключения налогового органа об утрате возможности взыскания с физических лиц недоимки и задолженности. При этом, какие-либо основания, указывающие на отсутствие у налогового органа возможности взыскания недоимки, пп. 1.1 Решений не определены. Данной нормой Решений определение невозможности взыскания недоимки и задолженности отнесено на усмотрение налогового органа. Между тем, отсутствие оснований для принятия органом местного самоуправления решения предоставляет правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что свидетельствует о наличии в ней коррупциогенного фактора (широта дискреционных полномочий), предусмотренного п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Пп. 1.2 Решений в качестве основания для признания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности предусмотрены смерть физических лиц либо объявление их судом умершими, наследники которых не вступили в права наследования в установленный ст. 1154 Гражданского кодекса РФ срок, при условии, что со дня смерти или объявления налогоплательщика умершим прошло не менее трех лет. Исходя из категории налогоплательщиков, данное основание признается только в отношении транспортного налога. Вместе с тем, согласно пп. 3 п. 1 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто и наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Такое имущество, за исключением ряда объектов (жилые помещения, земельные участки), пёреходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Соответственно, безусловным основанием списания недоимки по всем налогам, задолженности по пеням и штрафам является смерть физического лица или объявление его умершим, а в отношений недоимки по транспортному налогу - только в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода выморочного имущества в собственность Российской Федерации. Таким образом, воспроизведя в пп. 1.2 Решений аналогичное основание для списания недоимки и задолженности, представительный орган муниципального образования фактически изменил условия его применения, ограничив категорию налогоплательщиков теми, наследники которых не вступи в права наследования, предусмотрев необходимость истечения трехлетнего срока со дня смерти или объявления умершим налогоплательщика, а также возможность полного списания недоимки и задолженности, в том числе в случае, если размер такой недоимки не превышает стоимость наследственного имущества. В силу пп. 4.1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ одним из Несмотря на это, пп. 1.4 Решений, устанавливая аналогичное основание для списания недоимки и задолженности, предусматривает иной срок действия недоимки и задолженности - не менее трех лет. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес 12 представительных органов сельских поселений района принесены протесты, 7 из которых рассмотрены и удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.
Помощник прокурора Завьяловского района Дмитрий Глазычев. |