ТФОМС |
01.04.2015 Радиожурнал «Право на здоровье» 25.03.2015 Радиожурнал «Право на здоровье» 25.03.2015 В.Е. Богданова – начальник отдела по защите прав застрахованных ТФОМС Алтайского края В Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Алтайского края подведены итоги работы по защите прав застрахованных за 2014 год. Этой же теме было посвящено и расширенное заседание Координационного совета по обеспечению защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Алтайском крае. За последние годы в обязательном медицинском страховании появилось много нового. Это и самостоятельный выбор гражданином страховой компании, медицинской организации и врача, развитие информационных технологий в здравоохранении, и в первую очередь, электронная запись на прием, расширяются виды медицинской помощи, которые предоставляются населению бесплатно в рамках программы обязательного медицинского страхования, изменяется законодательство и т.д. Именно поэтому, сегодня одно из важных место в работе фонда и страховых компаний занимает деятельность по информированию граждан о правах в системе обязательного медицинского страхования. Причем, фонд целенаправленно развивает это направление уже много лет и за это время удалось накопить и определенный опыт, и разнообразные формы работы. Важность и необходимость информирования населения о правах в системе обязательного медицинского страхования отметил в своем выступлении на Координационном совете и Председатель правления ТФОМС Алтайского края, Заместитель Губернатора края Д. Бессарабов. В частности, он особо подчеркнул, что необходимо и дальше развивать систему защиты прав в целях помощи человеку, чтобы он не оставался один на один со своими проблемами.
Подводя итоги работы за 2014 год, необходимо отметить, что обеспечение и защита конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи является одной из приоритетных задач системы обязательного медицинского страхования. При этом, одним из важных направлений данной работы определена деятельность по информированию граждан об их правах на получение доступной и качественной медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования. В настоящее время в системе ОМС работа по информированию целенаправленно и планомерно ведется всеми ее участниками по таким направлениям, как рассмотрение обращений и заявлений граждан, встречи с коллективами и общественными организациями, выступления в средствах массовой информации, выпуск наглядных материалов, размещение информации о правах застрахованных лиц в медицинских организациях, СМО, территориальном фонде ОМС, а также по пути развития новых форм. Например, таких как служба страховых представителей в медицинских организациях и использование информационно-телекоммуникационных сетей. Валентина Егоровна, можно вас попросить рассказать более подробно о тех возможностях, которые есть у наших жителей, чтобы получить необходимую информацию, консультацию, ответы на вопросы? Прежде всего, это работа с обращениями застрахованных. И проводится она в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С этой целью в территориальном фонде ОМС и СМО определены часы приема населения. В постоянном режиме консультативную и справочную информацию население может получить по телефонам «горячей линии», которые функционируют в СМО и Территориальном фонде ОМС. Кроме этого, на официальном сайте Территориального фонда ОМС в рамках работы общественной приемной любой гражданин имеет возможность в электронном виде направить в адрес специалистов фонда свой вопрос или обращение. В целом за 2014 год в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края, его представительства в городах и районах края, страховые медицинские организации поступило более 670 тысяч обращений застрахованных лиц. При этом, основная доля обращений была связана преимущественно с заявлениями по переоформлению полисов ОМС, выбором или заменой страховой компании. Консультативные обращения касались вопросов обеспечения полисами ОМС, выбора или замены страховой медицинской организации, выбора медицинской организации, организации работы медицинских организаций, лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи, взимания денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС. При этом необходимо отметить, что в 2014 году количество жалоб снизилось, и все они преимущественно разрешались в досудебном порядке. В результате предпринятых мероприятий по защите прав пациентов медицинскими организациями застрахованным было возмещено более 143 тыс. рублей. Чтобы получить нужную информацию не каждый человек найдет время написать или прийти на прием. Как быть таким людям? Для обеспечения широкого доступа населения к информации по законодательству в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам получения бесплатной медицинской помощи по программе ОМС сотрудниками Территориального фонда и СМО в течение прошедшего года проводилась активная информационно-разъяснительная работа непосредственно среди застрахованных. Прежде всего, это беседы, лекции, встречи, школы для пациентов и медицинских работников. Информации по правам застрахованных лиц в сфере ОМС размещалась в печатных средствах массовой информации, в том числе в бесплатных рекламно-информационных газетах в целях обеспечения доступности информации для социально незащищенных групп населения. Для обеспечения индивидуального информирования были подготовлены наглядные материалы по различным аспектам прав застрахованных лиц. Только в течение 2014 года в средствах массовой информации опубликовано 233 статьи о правах застрахованных, организовано 41 выступление на радио и телевидении. Кроме того, Территориальным фондом ОМС и страховыми компаниями проведено 1733 встречи с застрахованными и медицинскими работниками. Одним из важных условий повышения правовой грамотности застрахованных является наличие необходимой информации в медицинских организациях. С этой целью в медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, размещены стенды, на которых представлена информация о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование населения, их адреса и телефоны, территориальная программа государственных гарантий и другие необходимые справочные материалы. Аналогичные информационные стенды размещены в представительствах фонда в городах и районах края, страховых медицинских организациях, ведущих ВУЗах края и средних специальных учебных заведениях. В 2014 году оформлено или обновлено 454 информационных стенда. А какие-то новые направления работы появились за последнее время? В числе новых форм работы с населением я бы назвала службу страховых представителей. Целью создания данной службы является защита интересов застрахованных граждан именно на этапе оказания медицинской помощи. Страховые представители с одной стороны помогают в решении возникающих вопросов непосредственно на месте в лечебном учреждении, с другой –информируют граждан об их правах на получение бесплатной и качественной медицинской помощи. Данное направление совместно реализуют представительства Территориального фонда ОМС в городах и районах края, а также страховые медицинские компании. В 2014 году страховые представители работали в 89 медицинских организациях, в том числе в 36 городских и 53 центральных районных больницах. В течение прошлого года к страховым представителям в медицинских организациях обратилось более 4 тыс. человек. Так, по обращениям пациентов страховыми представителями непосредственно в медицинских организациях решались вопросы сроков ожидания тех или иных лечебно-диагностических мероприятий, сроков ожидания плановой госпитализации, вопросы бесплатного лекарственного обеспечения при стационарном лечении, получения медицинских услуг сверх программы обязательного медицинского страхования по желанию граждан, а в социологических опросах, проводимых страховыми представителями, приняли участие более 13 тысяч респондентов. А какие результаты соцопросов? Социологические опросы в системе обязательного медицинского страхования играют важную роль в оценке качества медицинской помощи. Всего за прошедший год анкетированием было охвачено более 28 тысяч жителей края. По данным социологического опроса (анкетирования) в целом удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи в лечебной сети края регистрируется на уровне более 89%, что соответствует критерию, установленному Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Неотъемлемой частью нашей жизни сегодня является интернет. Он задействован в работе с населением? Безусловно, и Территориальный фонд и страховые компании активно используют современные информационно-телекоммуникационные ресурсы для обеспечения широкого доступа населения к информации по вопросам обязательного медицинского страхования и бесплатного оказания медицинской помощи. Вся основная информация по обязательному медицинскому страхованию доступна на официальном сайте ТФОМС Алтайского края. Кроме того, страховые компании на собственных официальных сайтах в сети Интернет размещают информацию о своей текущей деятельности, опыте работы, количестве застрахованных, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории края, видах, условиях и качестве предоставления медицинской помощи, обращениях застрахованных, правах и обязанностях застрахованных лиц, нарушениях при предоставлении медицинской помощи. Таким образом, широкая информационно-разъяснительная работа среди населения и знание пациентами своих прав – один из важных аспектов обеспечения прав застрахованных. Сегодня каждый застрахованный обладает реальным правом на получение качественной медицинской помощи. Поэтому усилия территориального фонда и страховых компаний и дальше будут направлены на повышение информированности пациентов, повышение правовой грамотности и всестороннее обеспечение прав на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. И зачастую именно правовая грамотность помогает пациентами избежать нарушения их прав. Телефон «горячей» линии территориального фонда –63-32-86, адрес сайта в сети интернет - www.tfoms22.ru.
|